,

Будущее Балкан в оптике социал-демократии

Югославия — регион чудесной красоты, с очень пёстрой и самобытной историей. События 1990-х гг. оказали чрезвычайно пагубное влияние на Балканы. И хотя пушки замолкли с 1999 года, многие вопросы так и остались без ответа.

Балканы. Каким видят будущее региона социал-демократы?, изображение №1

Югославия — регион чудесной красоты, с очень пёстрой и самобытной историей. События 1990-х гг. оказали чрезвычайно пагубное влияние на Балканы. И хотя пушки замолкли с 1999 года, многие вопросы так и остались без ответа.

Возможно, имеет смысл обновить идею панславизма? Могут ли социал-демократы внести свою лепту в развитии культурного и экономического единства этого региона? Мы взяли слово у Вигго Джексона, левого социал-демократа и донского регионалиста, автора русскоязычного социал-демократического СМИ, дабы получить нетривиальный взгляд на эту, казалось бы, истоптанную проблему.

С.: Начнём с самого простого. Как ты относишься к панславизму?

В.Д.: С одной стороны, мне духовно близко славянство как явление, мне интересна славянская культура и история, но в реальности я не вижу перспектив какого-то объединения славян в единое государство (опыт Югославии показал то, что это не очень удачная идея). Но вполне возможно создать какую-то конфедерацию славянских стран или межнациональный форум, совет — как это организовано у северных стран (Nordic Council), балтийских стран (Балтийская Ассамблея) или Нидерландов, Бельгии и Люксембурга (Бенилюкс).
К сожалению, из-за печального опыта Югославии, а также Российской империи / СССР / РФ (Союзного государства с Беларусью), таких перспектив для славян на данный момент особо нет, я не вижу их в обозримом будущем. Хотя это не что-то невозможное, я всё ещё верю, что славянские страны когда-то смогут преодолеть противоречия.
С другой стороны — например, после печального опыта пангерманизма, когда нацисты попытались захватить все «исконно немецкие земли», теперь никто не говорит о каком-то объединении стран с немецким населением/языком/культурой, только в рамках ЕС. Хотя стран, где немецкоязычные граждане составляют большинство на данный момент сейчас есть 4: ФРГ, Австрия, Швейцария (которая никогда не поступится своим суверенитетом) и Лихтенштейн.
Если что, вот языковая карта Швейцарии. Теоретически, при создании какого-то пангерманского союза немецкоязычные кантоны могут быть под его юрисдикцией, а французские, итальянские и ретороманские — нет.
Но это довольно оторванные от жизни фантазии

Карта Швейцарии с делением по этническому признаку
Карта Швейцарии с делением по этническому признаку

С.: А если мы говорим не о панславизме как идее объединения в единое государство? Что, если панславизм наполнить новым культурным содержанием? Например, социал-демократическими ценностями, предусматривающими сотрудничество обществ ради достижения значимых целей?

В.Д.: Тогда это вполне нормальная идея. Просто кто-то из социал-демократов тебе может сказать, что тут не играет роли, со славянами сотрудничать или нет.
Я предложил панславизм как региональную интеграцию (славяне расселены более-менее в одном регионе) на добровольной и демократической основе, как эту интеграцию уже осуществили страны Балтии и Северной Европы.
Вот кстати в отношении политики безнационализма и культурной унификации я с Авелем Родионовым, главным редактором «Логики прогресса», в принципе не согласен. Может, мы когда-нибудь придём к обществу, где не будет наций — но это примерно как говорить про общество без государства, без гендеров и т.д. Даже если человечество построит космополитический безнационализм, когда мы полетим заселять другие планеты, всё равно будут образовываться новые нации — даже новые виды человека, как эволюционировали они на нашей планете на протяжении миллионов лет под влиянием меняющихся условий.

С.: Если говорить о твоей концепции панславизма, то на чем ты бы сделал акцент из социал-демократии? 

В.Д.: Смотря что считать атрибутами социал-демократической идеологии.
У меня были идеи с созданием региональной федерации профсоюзов, а также кооперативного движения. Просто этим будет заниматься скорее всего не правительство, а сами люди, мы же не можем людей принуждать а-ля «Хочешь — вступай, не хочешь — расстреляют».
Региональный славянский форум поможет координировать усилия по построению социально-ориентированной экономики в рамках единого рынка.
Это также поможет объединить усилия по построению устойчивой «зелёной» экономики и проведению зелёной политики (сейчас это стало уже неотъемлемой частью социал-демократического мейнстрима).

Региональный славянский форум поможет координировать усилия по построению социально-ориентированной экономики в рамках единого рынка

С.: Давай ограничим ценностное поле социал-демократии тремя самыми известными: свобода, справедливость и солидарность. Что более всего заинтересует балканцев?

В.Д.: Я бы не ограничивал тремя. Можно назвать полиси по панславизму, которые не противоречат социал-демократии и отвечают программным целям и ценностям социал-демократов (к примеру, полная занятость, сокращение неравенства, прогрессивное трудовое законодательство, безотходная энергетика, зелёная экономика в целом и т.д.).

С.: Касательно регионального славянского форума. Что ты подразумеваешь под этим мероприятием?

В.Д.: Это не мероприятие, это учреждение, которое должно представлять из себя некую парламентскую ассамблею, где представлены люди из разных политических групп славянских стран, а также сами эти страны. К примеру, так выглядит Nordic Council — межнациональная парламентская ассамблея Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии, Гренландии, Фарерских островов и Аландских островов.

Распределение мест в Nordic Council
Распределение мест в Nordic Council

Кстати, у арабов уже есть пример такого сотрудничества: межнациональный парламент Лиги Арабских Государств.
Вот потенциальная панславянская конфедерация может быть структурно похожа на Лигу Арабских Государств, но особо пример с них брать не надо: там есть очень и очень плохие режимы, как клан Асада в Сирии, а также Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия, ОАЭ, Йемен, а есть вообще failed state типа Ливии или Сомали (часть последнего занимает непризнанное государство Сомалиленд).

С.: Хорошая идея, но у правых политических сил оно, вероятно, вызовет стойкую неприязнь. И чтобы упредить это, социал-демократам нужно обосновать саму идею Славянского форума, определить цель и задачи.

В.Д.: Ну почему, каким-то правым может зайдёт, есть же панъевропеисты среди русских националистов. Проблема не в непринятии таких идей среди правых, а в том что некоторые наши отечественные правые могут трактовать это как возможность «возродить великую империю», сделав Россию каким-то гегемоном в славянском мире. Это может дать творческий простор всяким евразийцам, как идея СССР вдохновляет некоторых очевидно правых реваншистов (т.е. для них СССР ассоциируется не с какими-то левыми идеями, а с великой державой и демонстрацией кузькиной матери всему миру).
Наша задача — не допустить того, чтобы такие нехорошие люди воспользовались этими идеями и гипотетическими панславянскими институтами.
Поэтому имеет смысл разместить панславянскую ассамблею не где-нибудь на постсоветском пространстве, а, скажем, в Словакии или в Болгарии.

Наша задача — не допустить того, чтобы такие нехорошие люди воспользовались идеями панславизма и гипотетическими панславянскими институтами

С.: Предположим, что Славянский форум состоялся. На твой взгляд, какие идеи предложили бы балканские социал-демократы?

В.Д.: Конкретно балканские — точно назвать не смогу. Лично моя идея заключается в том, чтобы сделать две палаты: одна представляет разные партийные группы (социал-демократическая, либеральная, консервативная, зелёная и т.д.), а другая — по одному представителю от каждой страны (т.е. максимум 13 представителей, но для энтитетов Боснии и Герцеговины может быть 3 отдельных представителя — босняк и хорват от Федерации БиГ и серб от Республики Сербской, а также могут быть отдельные представители для Дона и Кубани). Т.е. аналог верхней палаты обычного парламента.
Поэтому скорее всего социал-демократическая группа будет предлагать идеи, направленные на всё пространство, находящееся под юрисдикцией ассамблеи. Но, понятное дело, что они могут уделать внимание развитию каких-то отдельных регионов.

С.: Подозреваю, что каких-то глобальных целей балканской интеграции ставить не будут. А как насчет достижения мира в политике памяти?

В.Д.: Это вполне возможно, почему бы и нет. Проблемами тут могут стать такие факторы, как «великосербский» и «великоболгарский» (а также, понятное дело, российский) шовинизм и реваншизм. Также есть вероятность, что такая панславянская структура не будет играть большой роли в регионе, и куда большее значение будет у Европарламента.

Оставить комментарий

Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы