Ярко-зелёный: новый экологический спектр

Люди все чаще просят меня объяснить, что я имею в виду под «ярко-зеленым» и в чем разница между ярко-зеленым, светло-зеленым, темно-зеленым и так далее.

Полное название статьи: Ярко-зелёный, светло-зелёный, темно-зелёный, серый: новый экологический спектр
Автор: Алекс Стеффен
Впервые опубликовано: worldchanging.com
Дата первой публикации: 27 февраля 2009 г.

Примечание: эта статья впервые опубликована в онлайн-журнале Worldchanging, прекратившем существование в 2010 году. Мы считаем необходимым ознакомить нашу аудиторию с предложенной автором концепцией разделения зелёного движения на несколько цветовых спектров.

Люди все чаще просят меня объяснить, что я имею в виду под «ярко-зеленым» и в чем разница между ярко-зеленым, светло-зеленым, темно-зеленым и так далее.

Алекс Стеффен — американский футурист. Источник: pirati.cz. https://www.flickr.com/photos/68741528@N03/52688627071/, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=128788651

Я могу понять замешательство. Этот термин используется все шире и шире, но имеющиеся объяснения не очень полезны: статья в Википедии по этой теме далека от ясности, и, за несколькими исключениями (например, превосходная статья Росса Робертсона), большая часть освещения в СМИ до сих пор имело тенденцию так или иначе мутить воду.

Что такое ярко-зелёный? В своей простейшей форме ярко-зелёный энвайронментализм — это вера в то, что устойчивые инновации есть лучший путь к устойчивому процветанию, и что любое видение устойчивости, которое не предполагает процветания и благополучия, не будет успешным. Короче говоря, это вера в то, что для того, чтобы будущее было зеленым, оно должно быть также ярким. Ярко-зеленый энвайронментализм — это призыв использовать инновации, дизайн, возрождение городов и предпринимательское рвение для преобразования систем, поддерживающих нашу жизнь.

Наблюдать за взлетом «ярко-зеленого» было довольно удивительно. С тех пор, как я впервые придумал этот термин, тысячи организаций — предприятий, неправительственных организаций, блогов, студенческих групп и даже церквей — приняли этот ярлык. Ярко-зелёными в этом году называли себя на климатическом саммите COP-15 в Копенгагене, параллельной выставке и ведущем молодежном саммите. Я даже начал замечать, как этот термин всплывает в поп-культуре, его используют люди, которые явно его понимают.

Конечно, не все говорят об устойчивости ярко-зеленого [ярлыка — прим. ред.]. Я противопоставляю ярко-зеленое мышление трем другим известным школам мысли: светло-зеленому, темно-зеленому и серому. Все они частично совпадают, но на самом деле даже преданные сторонники устойчивого развития склонны применять разные подходы к разным вопросам. Но вот краткое изложение:

Светло-зеленые защитники окружающей среды, как правило, подчеркивают, что изменение образа жизни/поведения/потребителей является ключом к устойчивости или, по крайней мере, как лучший механизм для запуска более широких изменений. Светло-зеленые решительно выступают за изменения на индивидуальном уровне. Мысль состоит в том, что если вы можете заставить людей делать маленькие, приятные шаги (по-новому делать покупки или вносить изменения в дом), они не только будут вносить изменения, которые могут приобрести значение в совокупности, но также начнут требовать более масштабные преобразования. Светло-зеленый энвайронментализм как призыв к изменению людей помог распространить идею о том, что забота об устойчивости — это круто. С другой стороны, это цель большей части «зеленой усталости», которую мы сейчас наблюдаем (собственные размышления об этом подходе можно найти в следующих трех статьях: «Приватизация ответственности», «Не просто меняйтесь», «Производите массово» и «Проблема с большой зеленью» [1]).

Темно-зеленые, напротив, склонны подчеркивать необходимость отказа от потребительства (иногда даже от самой индустриализации) и делать акцент на местных решениях, коротких цепочках поставок и прямой связи с землей. Они решительно выступают за изменения на уровне сообщества. В своих лучших воплощениях темно-зеленое мышление дает много информации о биорегионализме, реабилитации и прямом контроле над своей жизнью и окружением (например, через переходные города): это видение коллективного действия. В менее полезном смысле темно-зеленые могут быть предвестниками конца света, предупреждая о надвигающемся коллапсе (иногда даже кажется, что они его поддерживают). Некоторые мыслители, конечно, (например, Билл Маккиббен и Пол Гловер) смешивают веру в усилия темно-зеленых по переселению сельских районов с более ориентированными на дизайн и технологии городскими решениями ярко-зеленых. (кое-что из моих размышлений можно найти в статьях «Глубинная экономика: местничество, инновации и знание того, что к чему», «Жизнестойкое сообщество» и «Изобретение» [2]).

Серые — это, конечно, те, кто отрицает необходимость что-либо делать, будь то отдельные лица или общество. Они варьируются от самых вопиюще нечестных и корыстолюбивых людей (климатологов, которые берут деньги у нефтяных компаний, чтобы оспорить четкий научный консенсус по изменению климата, или «противников», таких как Бьерн Ломборг, которые придумывают благовидные «скептические» аргументы, чтобы заработать деньги) до принципиальных, умных людей, которым не хватает фактов (все более малочисленное меньшинство) или чьи мировоззрение просто слишком укоренилось в более раннем образе мышления, чтобы понять современные реалии жизни на планете в условиях перерасхода. Эпицентром серого мышления является гнездо лоббистов и финансируемых промышленностью аналитических центров на Кей-стрит в Вашингтоне, округ Колумбия.

Очевидно, что вы не можете просто и четко разделить мысли людей на категории. Конечно, можно одновременно верить в необходимость изменений в системах, отдельных людях и сообществах. Я подозреваю, что почти каждый, кто серьезно задумывается о больших планетарных проблемах, с которыми мы сталкиваемся, склонен подбирать различные идеи из всех трех школ зеленой мысли и смешивать их вместе.

Смысл в определении этих классификаций не в том, чтобы вызвать разногласия, потому что междоусобицы между теми, кто находится в группе, только подорвут шансы на прогресс. Но понимание того, какой спектр существует среди нас, может помочь нам более четко обдумать наш выбор. Возможно, именно поэтому дискуссия о ярком/светло-/темно-зеленом набрала такой оборот.

Как бы вы классифицировали свое собственное мышление? Какие у вас оттенки и почему?

Примечание:

  1. Статьи Privatizing ResponsibilityDon’t Just Be the Change, Mass-Produce It и The Problem with Big Green опубликованы в Worldchanging.
  2. Статьи Deep Economy: Localism, Innovation and Knowing What’s WhatResilient Community и The Outquisition опубликованы в Worldchanging.

Оставить комментарий

Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы